КРУЗЕНШТЕРН
5 дней
Винджаммер - буквально «Выжиматель ветра». Так с английского переводится класс больших коммерческих парусных судов, к которым относится «Крузенштерн». Появившиеся в конце XIX века, быстроходные и маневренные, они почти пятьдесят лет вели успешную конкурентную борьбу с пароходами. Длина винджаммеров достигала 140 метров, водоизмещение до 10 тыс. тонн, стальные мачты позволяли поднять паруса площадью 4 000 м2 на высоту до 60 метров.

Этот четырехмачтовый парусный корабль был построен в Германии и спущен на воду в 1926 году под именем «Падуя», но уже 70 лет известен всему миру как «Крузенштерн». Навигация начинается обычно в марте-апреле, а осенью судно возвращается в порт прописки – Калининград. В течение лета доступны недельные круизы, где практикантам предстоит стать полноценной частью экипажа. Днём будут проходить занятия: судовые тревоги, техника выживания в море, парусное вооружение, рангоут, такелаж. Если хватит духу, на авралах можно будет работать вместе с курсантами на вантах, а это почти 50 метров высоты над морем! Это не luxury в привычном понимании слова. Но может стать уникальным опытом. Морские эмоции крепче сухопутных.
НАСТРОЕНИЕ
Экспедиция начнется в портовом городе, например, в Гамбурге, куда участники прилетят из разных городов и стран – «Крузенштерн» собирает людей со всего мира. Знакомство с портом – обязательная часть программы. Короткая. На судно, стоящее в гавани, доставляет лодка. Приходим, осваиваем кубрики, соизмеряем себя с пространством и начинаем знакомство с кораблем. Первая ночь у всех бессонная, впереди выход в открытое море. Оказавшись где-то в северных широтах, в тотальном окружении воды, понимаешь, что ты попал.

Назад пути нет. Вестибулярный аппарат, даже в отсутствии качки, может давать сбой. Внутренний компьютер перезагружается, постоянно клонит в сон, организм находится в режиме адаптации. Новая социальная среда, новое окружение. Удивительная и непредсказуемая обстановка. Попадаешь в принципиально новое для себя общество, которое существует по своим мореманским законам. Они были придуманы во време- на Великих географических открытий, лет триста назад. Если ты в это общество вписываешься, то ни у тебя к нему, ни у него к тебе вопросов нет. Перед походом стоит вспомнить приключенческую литературу, перечитать Стивенсона.
Правила простые. Капитан – второй после Бога. Распорядок предельно конкретен, и все лишнее оказывается за бортом. В первую очередь, мобильная связь, интернет и вся информационная паутина, которая самоназначила себя, как естественный компонент современной среды обитания. Телефон без входящих превращается в фотоаппарат и часы. Очень удобно.

Парусный аврал – главный жизненный процесс судна. Весь его смысл и точка пересе- чения всех действующих лиц команды. Если у «Крузенштерна» вырубить все электричество, остановить двигатели, он будет жить, двигаться, как биомашина, за счет труда матросов и палубной команды.

В первые дни это смотрится как сугубо мужской палубный ритуал, танец охотников за ветром. Все вокруг наполняется шумом: топот полсотни ног и грозные команды боцманов. Боцмана – душа судна. Их величественное и в то же время простое человеческое присутствие превращает «Крузенштерн» в смысл человеческого пути. Их голоса способны опрокинуть штормовой ветер и подорвать самого нерадивого матроса на верхней площадке мачты. Перед боцманами трепещут все 32 паруса «Крузенштерна».
Для людей береговых, привыкших общаться в двуполом обществе, некоторые вещи могут показаться бессмысленностью. На «Крузенштерне», конечно, есть женщины. Но море – это исключительно мужское удовольствие, построенное на кайфе дисциплины. Переплетение функционала, иерархии и ритуала. Нужно выполнять, подчиняться и соблюдать. Нельзя садиться на кнехт. Кнехт – это «голова боцмана». Если сел – наряд.

Нельзя орать на палубе и подавать ложные сигналы. Нельзя ходить по белому «офицерскому коридору», если ты курсант. И даже если в 16:00 «ожидается внезапная тревога», нужно ломиться на палубу с таким усердием, как будто ты о ней ничего не знал. Все это нужно не только соблюдать, но и драить.
ДНИ НА БОРТУ
Есть главный фактор, который определяет жизнь на корабле, это погода. Предсказать что-то на неделю вперед невозможно. Единственное, что неизменно, это распорядок дня. В 7:00 вас разбудит вахтенный помощник капитана по судовому радио и бодрым голосом оповестит о местонахождении судна и погоде на предстоящий день. В 7:30 плотный завтрак в кают-компании для всех участников экспедиции. В 8:00 знакомство с планом на день. Как правило, с 8:30 и до 11 часов утра проходят лекции от старшего офицерского состава по общему устройству судна, теории хождения под парусами, основам навигации. Иногда занятия приобретают интерактивный формат – путем погружения в работу команды удивительных людей, посвятивших свою жизнь морю. В 11:30 возвращаемся в кают-компанию на обед. В море всегда зверский аппетит.
ФЛЕШБЭК КУРСАНТА
«Сойдя с «Крузенштерна» в августе прошлого года, я впервые столкнулся с тем, что не могу внятно рассказать о путешествии. Оказалось, это так же трудно, как объяснить, что такое любовь, человеку, который ее еще не пережил. Голова – пустая. Я пытался показывать фотографии близким – всё не то. И парусник выглядит маленьким, хотя он больше ста метров. И шторм – каким-то сомнительным, хотя было честных шесть баллов. И рея, куда забирались на высоту 43-х метров – кажется невысокой. И мне приходится пояснять, что это высота 12-ти этажного дома. Что палуба «Крузенштерна» кажется оттуда не больше столовой ложки с рыбьим жиром. Нет таких слов, чтобы описать это. Поэтому остаются только флешбэки. Они пока еще частые и яркие. Сейчас я понимаю, что не могу позволить себе потерять это чувство. Потому возвра- щаюсь. И зову вас с собой. Вы должны почувствовать ее – особую форму любви. Хоть раз в жизни».
Олег Нестеров
музыкант, писатель, глава лейбла «Снегири-музыка»
Контакты
Телефон: +7 903 130 24 88
Мобильный: +7 912 920 45 45
E-mail: welcome@diligence.ru
Адрес: 119034, Москва,
улица Льва Толстого 5\1,
офис А303, метро Парк Культуры